Материалы для организации дистанционного обучения по математике в 5-6 классах 

Материалы для организации дистанционного обучения по алгебре 7-9 классы

Материалы для организации дистанционного обучения по геометрии 7-9 классы

Материалы для организации дистанционного обучения по математике 10-11 классы

Элементы дистанционного обучения при изучении математики

Математика всегда считалась основополагающей наукой и в настоящее время роль математики в обществе лишь возрастает.

Реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование: школа – ВУЗ (колледж) – курсы повышения квалификации и т.д., что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Без базовой математической подготовки невозможно образование современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Существует большое количество специальностей,  связанных с непосредственным применением математики: экономика, финансы, химия, информатика, техника, биология, психология и многие другие.

Таким образом,  в современном мире возрастает роль математической подготовки.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых.  До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой  обучение  в  основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с  преподавателями  во  время зачетных и экзаменационных сессий.

Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Эту проблему с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет уже успешно решает дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или по другим уважительным причинам, ученик может выйти в “Виртуальную школу” и изучить самостоятельно материал, пропущенный на уроках, проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам. Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике (индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей).

Возрастает значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход. Отмечу, что дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход.

Это можно представить в виде следующей схемы:

Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Они включают в себя:

  1. умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты
  2. ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации
  3. готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей
  4. гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей)
  5. личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя – наставника (тьютора) и обучаемого (тьюторанта) с помощью технологий системы дистанционного обучения.

Дистанционное образование включает в себя различные способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами.   Оно представляет  систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. К формам системы дистанционного обучения можно отнести: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельные работы и др.

Вместе с тем, как любая форма обучения, она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.  Любая   форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано.

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Дистанционное обучение школьников это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. 

Применение дистанционного обучения в школе - это дополнительный способ обеспечения непрерывности и требуемой интенсивности учебного процесса, сотрудничества между учителями и учащимися.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.

Технологии дистанционного обучения:

  1. Кейс-технология.

 Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.

  1. ТВ-технология.

ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.

  1. Сетевые технологии. 

Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

В процессе дистанционного обучения ученик и учитель взаимодействуют в следующих режимах:

  • синхронно - общение ученика  и учителя в режиме реального времени (on-line общение);
  • асинхронно, когда учащийся выполняет какую - либо самостоятельную  работу, в индивидуальном темпе, а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).
  • смешанное дистанционное обучение - это режим, который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного, так и  асинхронного  Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном очном обучении открывает новые педагогические возможности, позволяет повысить эффективность обучения. Элементы дистанционного обучения могут использоваться учителями, например:
  • для организации обучения детей, временно не посещающих школу по причине болезни
  • для индивидуализации процесса обучения за счет организации их работы с дистанционными ресурсами
  • при организации проектной деятельности, основанной на взаимодействии школьников различных регионов России или других стран
  • для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения за счет организации системы дистанционных консультаций и т.д.
  • для подготовки к экзаменам